Словарь терминов

А
Анализ Фурье – процесс разложения сложного периодического сигнала на простые гармонические составляющие.

Амплитуда — модуль максимального отклонения от положения равновесия.

Амплитудный спектр – набор собственных частот и амплитуд колебаний, которые возбуждаются в данном теле при взаимодействии на него внешней среды.

Атака – это время нарастания всех компонентов звука до начала уверенного полноценного звучания.

АХ – амплитудная характеристика. Показывает зависимость амплитуды от времени.

АЦП (Analog-to-digital converter, ADC) – аналого-цифровой преобразователь. Устройство, преобразующее входной аналоговый сигнал в дискретный код (цифровой сигнал).

АЧХ – амплитудно-частотная характеристика. Показывает значение амплитуды на частотной шкале.

Б
Баланс каналов – относительные уровни громкости правого и левого каналов в аудиосистеме или отдельном компоненте.

Белый шум – сигнал с гладким частотным спектром на всех частотах. Имеет одинаковую мощность на всей полосе частот.

Биения – периодическиеизменения амплитуды колебания, возникающие при сложении двух гармонических колебаний с близкими частотами (разница менее 15 Hz).

Бинаправленные (двунаправленные, «восьмерка») микрофоны – это микрофоны, где звуковое поле действует на две стороны диафрагмы. Характеристика направленности имеет вид восьмерки. Данный вид микрофона удобен, например, для записи разговора двух собеседников, сидящих друг напротив друга.

Бинауральная запись – техника записи, при которой микрофоны помещаются в слуховые каналы «искусственной головы» (манекена). Бинауральная запись содержит пространственные детали, определяемые физической структурой искусственной головы. При прослушивании бинауральной записи через головные телефоны с потрясающим реализмом воссоздается исходное трехмерное акустическое пространство.

Биполярный громкоговоритель – биполярный громкоговоритель, излучающий сигнал в равной степени как вперед, так и назад. В отличие от дипольных громкоговорителей у биполярных фронтальная и тыловая звуковые волны излучаются синфазно.

В
Ватт – единица электрической мощности, определяется как энергия, рассеиваемая за одну секунду на сопротивлении в один Ом и токе через него в один ампер. Сокращенное обозначение Вт.

Вибрато – периодические изменения высоты, громкости или тембра музыкального звука.

Всенаправленные (ненаправленные) микрофоны – это микрофоны, которые обладают одинаковой чувствительностью к сигналам со всех направлений. Всенаправленные микрофоны удобны, например, для записи разговора людей, сидящих за круглым столом.

Вокодер (англ. voice coder — кодировщик голоса) – устройство синтеза речи на основе произвольного сигнала с богатым спектром.

Выходная мощность – величина, определяющая способность усилителя мощности создавать напряжение и ток, подаваемые на громкоговоритель.

Г
Гармоника – отдельная элементарная составляющая сигнала.

Гейт (англ. Noise Gate) – устройство подавления шумов. Как только уровень сигнала становится ниже определенной величины, срабатывает алгоритм занижения уровня на некоторую величину. Нормальные гейты также позволяют установить время на атаку и релиз. То есть подавление и восстановление будут происходить не сразу, а спустя некоторое время.

Гейн – чувствительность.

Герц (ГЦ) – единица измерения частоты, или количество периодов в секунду.

Громкость –субъективное восприятие силы звука (абсолютная величина слухового ощущения).

Д
Давление звука – это давление, которое испытывает на себе препятствие при воздействии на него звуковой волны.

Двухполосная акустическая система (two-way speaker) – громкоговоритель, частотный диапазон которого разбит на две части — низкочастотную и высокочастотную для воспроизведения двумя и более динамиками.

Демпинг-фактор – это отношение номинального сопротивления нагрузки к выходному сопротивлению.

Децимация (от лат. decimatio, от decem – «десять») – уменьшение частоты дискретизации дискретного во времени сигнала путем удаления его отсчетов.

Де-эссер (англ. De-Esser) – прибор или программа, который уменьшает уровень высокочастотного сигнала в полосе от 6 до 8 kHz, когда тот превышает допустимое значение, что позволяет уменьшить громкость резких свистящих звуков.

Джек (Jack, разъём TRS — англ. Tip, Ring, Sleeve) – распространённый разъём для передачи аудиосигнала.

Дилэй (англ. delay) или эхо (англ. echo) – звуковой эффект или соответствующее устройство имитирующее чёткие затухающие повторы (эхо) исходного сигнала. Эффект реализуется добавлением к исходному сигналу его копии или нескольких копий, задержанных по времени. Под дилэем обычно подразумевается однократная задержка сигнала, в то время как эффект «эхо» — многократные повторы. По принципу действия схож с ревербератором и отличается от него лишь временем задержки, которое должно быть не менее 50-60 мс.

Динамический диапазон – разница между самым громким и самым тихим сигналом. Измеряется в dB.

Динамический (электродинамический) микрофон – наиболее распространённый тип конструкции микрофона. Он представляет собой мембрану, соединённую с лёгким токопроводом, который помещен в сильное магнитное поле, создаваемое постоянным магнитом. Колебания давления воздуха (звук) воздействуют на мембрану и приводят в движение токопровод. Когда токопровод пересекает силовые линии магнитного поля, в нем наводится ЭДС индукции. ЭДС индукции пропорциональна как амплитуде колебаний мембраны, так и частоте колебаний.

Дискретизация (семплирование) – преобразование аналогового сигнала в цифровой.

Дисперсия звука – это зависимость скорости распространения звуковой волны от частоты.

Дисторшн (англ. distortion – искажение) – звуковой эффект, достигаемый искажением сигнала путём его «жёсткого» ограничения по амплитуде, или устройство, обеспечивающее такой эффект.

Дифракция (лат. diffractus – разломанный, переломанный) – процесс огибания звуковой волны преграды без их взаимодействия.

Диффузор – мембрана конической формы для увеличения акустической отдачи в громкоговорителе.

Длина волны –расстояние между чередующимися точками на пути движения волны.

Добротность Q – величина, обратная коэффициенту затухания. Чем меньше добротность Q, тем быстрее затухают колебания, т.е. Q показывает, сколько периодов укладывается в промежутке времени, равной постоянной t.

З
Звуковая волна – процесс переноса энергии механических колебаний в упругой среде.

Звуковое давление – это давление, возникающее в той или иной среде при прохождении через него звуковой волны.

И
Интерполяция – увеличение частоты дискретизации.

Интерференция – сложение волн от двух или нескольких когерентных источников, при котором образуется устойчивое пространственное распределение амплитуды и фазы результирующей волны.

Инфразвук (от лат . infra — ниже, под) — неслышимые человеческим ухом упругие волны низкой частоты (менее 16-25 Гц).

Импеданс (удельное акустическое сопротивление среды) – отношение звукового давления к скорости колебаний частиц среды.

К
Катушечный микрофон – это тип электродинамического микрофона, в котором применена диафрагма, связанная с катушкой индуктивности, находящейся в кольцевом зазоре магнитной системы. При колебаниях диафрагмы под действием звуковой волны витки катушки пересекают магнитные силовые линии, и в катушке наводится эдс, создающая переменное напряжение. Такой микрофон надёжен в эксплуатации.

Кардиойдная направленность микрофонов – это микрофоны, у которых угол приема сигнала составляет 100-140 градусов.

Квадро – это четырехканальное воспроизведение звука. Техника квадро незаменима для передачи звука тех помещений, где огромную роль в формировании сигнала имеет высота помещения (например, храмы).

Квадро дискретное – это воспроизведение звука, где к каждому из четырех громкоговорителей подводится свой предварительно записанный сигнал.

Квадро отраженное – это воспроизведение звука, где к каждому из четырех громкоговорителей подводится свой независимый сигнал, но уже с реверберацией (используется в залах с неидеальной акустикой, когда не хватает своих отражений).

Квантование (англ. quantization) – разбиение диапазона значений непрерывной или дискретной величины на конечное число интервалов.

Конденсаторный микрофон – тип конструкции микрофона. Обладает весьма равномерной амплитудно-частотной характеристикой и обеспечивает высококачественный захват звука, в связи с чем широко используется в студиях звукозаписи, на радио и телевидении. Недостатками являются высокая стоимость, необходимость во внешнем питании и высокая чувствительность к ударам и климатическим воздействиям — влажности воздуха и перепадам температуры, что не позволяет использовать их в полевых условиях.

Компрессор (от англ. «compress» — сжимать, сдавливать) — это электронное устройство или компьютерная программа, используемое для сужения динамического диапазона звукового сигнала, иными словами, компрессор позволяет сделать более узкой разницу между самым тихим и самым громким звуком.

Коэффициент гармоник (обычно замеряется на 3-й гармонике) – выраженный в процентах уровень гармоник, появляющихся при подаче на громкоговоритель чистого синусоидального сигнала.

Коэффициент демпфирования – величина, определяющая способность усилителя мощности управлять движением громкоговорителя. Зависит от отношения сопротивления громкоговорителя к выходному сопротивлению усилителя.

Красный шум – шум, который ниспадает 6dB на октаву.

Кристаллические микрофоны – это микрофоны, где используется пьезоэлектрический эффект. Сущность эффекта в возникновении электрических разрядов на поверхности кристаллов некоторых веществ под действием давления.

Кроссовер, или разделительный фильтр –электронная схема, разделяющая диапазон частот на несколько частей.

Л
Ленточный микрофон – это вид электродинамического микрофона, где вместо катушки в магнитном поле располагается гофрированная ленточка из алюминиевой фольги. Такой микрофон применяется главным образом в студиях звукозаписи.

Луп – семпл, предназначенный для воспроизведения в закольцованном виде.

М
МИДИ (англ. MIDI – Musical Instrument Digital Interface – цифровой интерфейс музыкальных инструментов) –стандарт на формат обмена данными между электронными музыкальными инструментами. Интерфейс позволяет единообразно кодировать в цифровой форме такие данные как нажатие клавиш, настройку громкости и других акустических параметров, выбор тембра, темпа, тональности и др., с точной привязкой во времени.

Минидиск (MiniDisc или сокращённо MD) –магнитооптический носитель информации. Был разработан и впервые представлен компанией Sony 12 января 1992 года. Его можно использовать для хранения любого вида цифровых данных. Наиболее широко минидиски используются для хранения аудио информации.

Модуляция – переход в новую тональность.

Мостовое включение – подключение усилителя к громкоговорителям, при котором каналы стереоусилителя работают в режиме моноблочных усилителей мощности. Они усиливают один и тот же сигнал, но в противофазе. При этом громкоговоритель включается между двумя выходами каналов усиления.

«Музыкальная» мощность (она же “паспортная”, “максимальная шумовая”, “продолжительная” и т. д.) –мощность в определенном диапазоне частот, которую громкоговоритель выдерживает на реальном или широкополосном шумовом сигнале без повреждений на протяжении некоторого заданного времени.

Н
Напольный громкоговоритель –громкоговоритель, который устанавливается на пол, а не на подставку.

Направленность микрофона –зависимость чувствительности микрофона от направления падения звуковой волны по отношению к оси микрофона. Различают ненаправленные («круг»), двунаправленные («восьмерка»), кардиоиды и гиперкардиоиды.

Наушники открытого типа – такие наушники частично пропускают внешние звуки, что позволяет достичь более естественного звучания. Многие слушатели отмечают звук открытых наушников как более прозрачный и натуральный по сравнению со звуком закрытых наушников. Кроме того, открытое акустическое оформление не делает слушателя аудиально «отрезанным» от окружающего мира. Однако при высоком уровне внешнего шума звук в открытых наушниках будет плохо слышен. К тому же открытые наушники, работающие на большой громкости, могут помешать окружающим. Не создают давления на внутреннее ухо.

Наушники закрытого типа – такие наушники не пропускают внешние шумы и обеспечивают максимальную звукоизоляцию, что позволяет использовать их в шумных средах, а также в тех случаях, когда необходимо полностью сосредоточиться на прослушивании. При плохом прилегании амбушюров (чашечек) у закрытых наушников ухудшается воспроизведение низких частот, поэтому у закрытых наушников с дужкой давление, производимое ими на голову, как правило, выше, чем у открытых.

Наушники полуоткрытого (полузакрытого) типа – обладают многими свойствами открытых наушников, но при этом обеспечивают приличную звукоизоляцию.

Номинальная мощность – мощность, при которой нелинейные искажения не превышают определенного процента.

Номинальное электрическое сопротивление – сопротивление катушки в качестве нагрузки постоянному току (для пассивных акустических систем).

О
Обертон (нем. Oberton — «верхний тон») – призвуки, входящие в спектр музыкального звука; высота обертонов выше основного тона (отсюда название).

Овердрайв (англ. overdrive) – звуковой эффект, достигаемый искажением сигнала путём его «мягкого» ограничения по амплитуде, или соответствующее устройство.

Октавер (англ. Octaver) — звуковой эффект или соответствующее устройство, добавляющее к сигналу его копию на октаву или две ниже или выше основного тона.

Основная частота –частота, соответствующая периоду какого-либо несинусоидального периодического колебания.

Отношение сигнал/шум (ОСШ, англ. SNR, Signal-to-Noise Ratio) – безразмерная величина, равная отношению мощности полезного сигнала к мощности шума. Обычно отношение сигнал/шум выражается в децибелах. Чем больше это отношение, тем меньше шум влияет на характеристики системы.

П
Панорамирование — перемещение звуков или образов с одного места в другое.

Передискретизация – дискретизация на повышенной частоте при аналого-цифровом или цифро-аналоговом преобразовании

Пиковая мощность (она же “максимальная кратковременная”) – мощность, которую выдерживает громкоговоритель на шумовом сигнале на протяжении короткого импульса (0,01…1 с) без повреждений.

Питч-шифтер (англ. pitch shifter) – звуковой эффект или соответствующее устройство, добавляющее к сигналу его копию, отстоящую от основного тона на любой интервал в пределах двух октав вверх или вниз.

Плагин (от англ. plug-in) – независимо компилируемый программный модуль, динамически подключаемый к основной программе, предназначенный для расширения и/или использования её возможностей.

Полное электрическое сопротивление – сопротивление переменному току в рабочем диапазоне частот (с учетом максимумов и спадов сопротивления на отдельных частотах и наличия противо-ЭДС).

Поперечные волны – волны, идущие перпендикулярно источнику звука (характерно для струнных музыкальных инструментов, например, игра ни гитаре).

Продольные волны – волны, сонаправленные источнику излучения (характерно для духовых инструментов).

Психоакустика –это наука о количественных зависимостях между физическими параметрами звука и ощущениям (психоакустическими параметрами), которые они вызывают.

Р
Реверберация (позднелат. reverberatio – отражение, от лат. reverbero – отбрасываю) –процесс постепенного затухания звука в закрытых помещениях после выключения его источника.

Резонанс (фр. resonance, от лат. resono – откликаюсь) –совпадение внешней (возбуждающей) частоты с внутренней (собственной) частотой колебательной системы.

Рефракция (преломление) –изменение направления распространения звуковой волны при переходе из одной среды в другую.

Ринговый эффект – это эффект, при котором происходит столкновение двух или нескольких фронтов волн, приводящих к выпадению из спектра звучания отдельных частот или заставляющих отдельные частоты звучать слишком резко (преимущественно в круглых помещениях).

Розовый шум – шум, который слабеет с повышением частоты на 3dB на каждую октаву. То есть чем выше частота, тем слабее шум.

С
Секвенсор — устройство, программа или функция, служащие для записи и воспроизведения информации.

Семпл – в семплерах и синтезаторах — образец звучания, записанный в цифровом виде. В цифровом звуке — один из отсчетов, ряд которых представляет сигнал после аналого-цифрового преобразования.

Семплирование – преобразование аналогового сигнала в цифровой.

Скорость звука – скорость передачи энергии в упругой среде. В воздухе при нормальных условиях скорость звука составляет 340,29 м/с (1 224 км/ч).

Синтез Фурье – конструирование сложного звука по его гармоническим составляющим.

Сон – громкость с частотой 1000Hz и уровнем 40dB.

Спектр (лат. spectrum от лат. specter – виде́ние, призрак) – набор собственных частот и амплитуд колебаний, которые возбуждаются в теле при воздействии на него внешней среды.

Среднее звуковое давление – давление, развиваемое в определенном диапазоне частот и в определенной точке звукового поля при подаче определенной электрической мощности.

Стационарные волны – получаются при столкновении фронтов волн, двигающихся в противоположных направлениях. В этом случае часть волн взаимно гасят друг друга, а часть складываются, порождая те волны, которых не было.

Стерео – такой поток звука, который дает ощущение реального звучания и пространства.

Стоячие волны (частный случай стационарных волн) – образуются всякий раз, когда прямая волна сталкивается с отраженной волной под углом 90 градусов.

Сферические волны – это волны, которые исходят концентрическими кругами от источника звука (характерно для ударных).

Т
Твитер –громкоговоритель, сконструированный для воспроизведения высокочастотных сигналов.

Тремоло (итал. tremolo, букв. – дрожащий) – разновидность мелизмов, приём игры на струнных, клавишных, ударных и других музыкальных инструментах: многократное быстрое повторение одного звука либо быстрое чередование 2 не соседних звуков, 2 созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия.

Трехполосная акустическая система (three-way speaker) – громкоговоритель, диапазон воспроизводимых частот которого разделен на три части (низкие, средние и высокие), воспроизводимые тремя и более динамиками.

У
Угольный микрофон – один из первых типов микрофонов. Такой микрофон содержит угольный порошок, размещённый между двумя металлическими пластинами и заключённый в герметичную капсулу. Стенки капсулы или одна из металлических пластин соединяется с мембраной. При изменении давления на угольный порошок изменяется площадь контакта между отдельными зёрнышками угля, и, в результате, изменяется сопротивление между металлическими пластинами. Если пропускать между пластинами постоянный ток, напряжение между пластинами будет зависеть от давления на мембрану. Угольный микрофон практически не требует усиления сигнала, сигнал с его выхода можно подавать непосредственно на высокоомный наушник или громкоговоритель. Из-за этого свойства угольные микрофоны использовались до недавнего времени в телефонных аппаратах. Однако угольный микрофон отличается плохой амплитудно-частотной характеристикой и узкой полосой пропускания (он нечувствителен к слишком низким и слишком высоким частотам), высоким уровнем шумов и искажений.

Ультразвук – упругие волны с частотой колебаний от 20 кГц до 1 ГГц, не слышимые человеческим ухом.

Ф
Фаза –в периодическом сигнале — доля периода, прошедшая к данному моменту времени. Применяется также для описания временной взаимосвязи между двумя сигналами.

Фазоинвертор –тип акустического оформления громкоговорителя с отверстием в корпусе, портом фазоинвертора, через которое излучается звук в области нижних частот. Громкоговорители в фазоинверторном акустическом оформлении обладают большей глубиной баса по сравнению с громкоговорителями в закрытом корпусе (infinite baffle), но, как правило, отличаются худшей управляемостью баса, то есть хуже передают переходные процессы в области нижних частот. Другое название громкоговорителей в фазоинверторном акустическом оформлении — «vented» или «ported».

Фантомное питание –одновременная передача по одним проводам питания постоянного тока и информационных сигналов. Чаще всего используется при подключении конденсаторных микрофонов.

Флажолет (старофр. flageolet – флейта) – приём игры на музыкальном инструменте, заключающийся в извлечении звука-обертона. Также флажолетом называется сам извлекаемый звук-обертон. На струнных инструментах исполняется путём частичного прижатия струны в точке деления её длины на 2 (высота звучания струны повышается на октаву), на 4 (2 октавы) и т. д.

Фланжер (англ. flanger, flange — фланжировать, фланец, фланцевать) – звуковой эффект или соответствующее устройство. Напоминает «летящее» звучание. По принципу работы схож с хорусом, и отличается от него временем задержки (5-15 мс) и наличием обратной связи (feedback).

Флаттер-эффект – многократное неконтролируемое эхо, возникающее в концертных залах при наличии длинных параллельных боковых стен.

Фон – единица громкости, равная уровню звукового давления в dB на частоте 1000Hz.

Форманта (от лат. formans – образующий) – группа усиленных обертонов, формирующих специфический тембр голоса или музыкального инструмента.

Фузз (fuzz) – разновидность гитарного перегруза, появилась при попытках получить «перегруженный» звук на первых транзисторных усилителях для гитары. Реализуется подачей слишком высокого уровня сигнала на вход транзисторного или цифрового аудиоустройства, которое жёстко ограничивает и потому сильно искажает сигнал.

ФЧХ – фазово-частотная характеристика, показывает фазу на каждой частоте.

Х
Характеристика направленности микрофонов – зависимость чувствительности микрофона от направления падения звуковой волны по отношению к оси микрофона. Различают ненаправленные («круг»), двунаправленные («восьмерка»), кардиоиды и гиперкардиоиды.

Характеристическая чувствительность – среднее звуковое давление, замеренное на расстоянии 1 м от центра громкоговорителя на рабочей оси при подведении мощности 1 Вт. Это очень важный параметр. Понижение уровня характеристической чувствительности на 3 дБ требует увеличения мощности усилителя вдвое для создания такого же давления, и наоборот.

Хорус (англ. chorus) – звуковой эффект или соответствующее устройство. Имитирует хоровое звучание музыкальных инструментов. Эффект реализуется путем добавления к исходному сигналу его собственной копии или копий, сдвинутых по времени на величины порядка 20-30 миллисекунд, причем время сдвига непрерывно изменяется.

Ц
ЦАП – устройство для преобразования цифрового (обычно двоичного) кода в аналоговый сигнал (ток, напряжение или заряд).

Ч
Частота – физическая величина, характеристика периодического процесса, равная числу полных циклов, совершённых за единицу времени, другим языком это количество колебаний за единицу времени. Единицей частоты является Герц (Гц, Hz).

Частота дискретизации – это число отчетов сигнала в секунду. Измеряется в Герцах.

Частота основного резонанса – частота, при которой полное электрическое сопротивление катушки громкоговорителя возрастает до пикового максимума. Так электромеханическая система на определенной частоте реагирует на подводимый электрический сигнал.

Частотная характеристика – график зависимости относительной амплитуды сигнала от частоты.

Ш
Шум – беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры.

Шум квантования – разность между исходным и квантовым значением.

Э
Эквалайзер (англ. equalize – «выравнивать», общее сокращение – «EQ») – устройство или компьютерная программа, позволяющая корректировать амплитудно-частотную характеристику звукового сигнала.

Эксайтер – устройство или программа, обогащающая исходный дополнительными гармониками, придавая четкость звучанию.

Экспандер (англ. expander) – устройство или программа, увеличивающая динамический диапазон.

Электретный микрофон – разновидность конденсаторного микрофона. Имеет чрезвычайно высокое сопротивление (имеющее емкостный характер порядка десятков пФ), что вынуждает подключать их к усилителям с высоким входным сопротивлением. В конструкцию практически всех электретных микрофонов входит предусилитель («преобразователь сопротивления», «согласователь импеданса») на полевых транзисторах, реже на миниатюрных радиолампах с входным сопротивлением порядка 1 ГОм и выходным сопротивлением в сотни Ом, находящийся в непосредственной близости от капсюля. Поэтому, несмотря на отсутствие необходимости в поляризующем напряжении, такие микрофоны требуют внешнего источника электропитания.

Электромагнитный микрофон – это микрофон, где используется эффект изменения магнитного потока, когда под воздействием звукового давления смещается чувствительный элемент микрофона.

Энхансер – устройство или программа, предающая звучанию большую четкость и звонкость. Это происходит за счет фильтрации высокочастотных сигналов, которые в последствие усиливаются и подмешиваются к основному.

A
AAC (Advanced Audio Coding) – патентованный формат аудио файла с меньшей потерей качества при кодировании, чем MP3 при одинаковых размерах.

AES/EBU – стандарт цифрового звука; официально имеет название AES3, описывает передачу цифровых аудиосигналов между различными устройствами.

ADAT – широко распространенный тип восьмидорожечных цифровых магнитофонов, созданных фирмой Alesis. Используемый в них восьмиканальный оптический цифровой интерфейс поддерживается многими другими производителями.

AIFF (Audio Interchange File Format) – несжатыйформат аудио файлов применяемый для хранения звуковых данных на персональных компьютерах и на других электронных аудиоустройствах. Был разработан компанией Apple Computer в 1988 году, на основе формата IFF компании Electronic Arts, и чаще всего используется в компьютерах Apple Macintosh.

ASIO — формат драйверов, разработанный компанией Steinberg

C
Chorus (хорус) –звуковой эффект или соответствующее устройство. Имитирует хоровое звучание музыкальных инструментов. Эффект реализуется путем добавления к исходному сигналу его собственной копии или копий, сдвинутых по времени на величины порядка 20-30 миллисекунд, причем время сдвига непрерывно изменяется.

Cms – это коэффициент гибкости системы подвеса для данного громкоговорителя.

D
DAT (англ. «Digital audio tape» – цифровая аудиолента) –звуковой носитель, разработанный компаниями Sony и Philips в середине 1980-х. Запись на магнитную ленту производится цифровым, а не аналоговым способом, при этом используется 16-битная импульсно-кодовая модуляция (PCM) без сжатия, как у CD, а частота дискретизации может быть как больше, чем у CD (44,1 кГц), так и меньше, а именно: 48, 44,1 или 32 кГц.

De-Esser – прибор или программа, который уменьшает уровень высокочастотного сигнала в полосе от 6 до 8 kHz, когда тот превышает допустимое значение, что позволяет уменьшить громкость резких свистящих звуков.

Delay – звуковой эффект или соответствующее устройство имитирующее чёткие затухающие повторы (эхо) исходного сигнала. Эффект реализуется добавлением к исходному сигналу его копии или нескольких копий, задержанных по времени. Под дилэем обычно подразумевается однократная задержка сигнала, в то время как эффект «эхо» — многократные повторы. По принципу действия схож с ревербератором и отличается от него лишь временем задержки, которое должно быть не менее 50-60 мс.

Direct-box – малошумящий согласующий усилитель.

DirectX – технология, разработанная компанией Microsoft, формат подключаемых модулей или формат драйверов. Еще называется Direct Sound.

Distortion (искажение) – звуковой эффект, достигаемый искажением сигнала путём его «жёсткого» ограничения по амплитуде, или устройство, обеспечивающее такой эффект.

Dolby Digital – система пространственного звуковоспроизведения, разработанная фирмой «Dolby Laboratories, Inc.». Шесть каналов объёмного цифрового звука. Левый, центральный и правый фронтальные каналы позволяют точно определить позицию источника звука на экране. Отдельные «разделённые» левый и правый задние боковые каналы усиливают ощущение присутствия, создавая объём. А дополнительный низкочастотный канал добавляет накал действию на экране.

DSP (англ. «digital signal processing») – цифровая обработка сигнала.

DVD (англ. «Digital Versatile Disc» – цифровой многоцелевой диск; также англ. «Digital Video Disc» – цифровой видеодиск) –носитель информации, выполненный в форме диска, имеющего такой же размер, как и компакт-диск, но более плотную структуру рабочей поверхности, что позволяет хранить и считывать бо́льший объём информации за счёт использования лазера с меньшей длиной волны и линзы с бо́льшей числовой апертурой.

DVI (англ. Digital Visual Interface — цифровой видеоинтерфейс) –стандарт на интерфейс и соответствующий разъём, предназначенный для передачи видеоизображения на цифровые устройства отображения, такие как жидкокристаллические мониторы и проекторы.

E
EQ (эквалайзер, англ. equalize – «выравнивать») – устройство или компьютерная программа, позволяющая корректировать амплитудно-частотную характеристику звукового сигнала.

Еxpander – устройство или программа, увеличивающая динамический диапазон.

F
Fs (Free Air Resonance Frequency) – это резонансная частота громкоговорителя в свободном поле, когда совокупная масса движущихся частей громкоговорителя оказывается сбалансированной с силой торможения подвеса во время работы излучателя. На резонансной частоте громкоговорителя происходит подъем величины полного электрического сопротивления. Ниже резонансной частоты громкоговоритель не воспроизводит колебаний. Масса движущихся частей, жесткость подвеса и центрирующей шайбы громкоговорителя являются факторами, определяющими резонансную частоту. Параметр Fs очень важен при расчете объема и конструкции ящика (кабинета) для громкоговорителя, поскольку помогает предотвратить возникновение резонансов и паразитных призвуков корпуса.

Fuzz – разновидность гитарного перегруза, появилась при попытках получить «перегруженный» звук на первых транзисторных усилителях для гитары. Реализуется подачей слишком высокого уровня сигнала на вход транзисторного или цифрового аудиоустройства, которое жёстко ограничивает и потому сильно искажает сигнал.

G
Gain – чувствительность

J
Jack – распространённый разъём для передачи аудиосигнала.

L
Le – этот параметр показывает индуктивность звуковой катушки, измеренную в мГн (миллигенри) на частоте 1 кГц. При повышении частоты происходит рост полного сопротивления выше значения сопротивления громкоговорителя по постоянному току Re, так как звуковая катушка работает как индуктор.

M
MIDI (англ. Musical Instrument Digital Interface – цифровой интерфейс музыкальных инструментов) – стандарт на формат обмена данными между электронными музыкальными инструментами. Интерфейс позволяет единообразно кодировать в цифровой форме такие данные как нажатие клавиш, настройку громкости и других акустических параметров, выбор тембра, темпа, тональности и др., с точной привязкой во времени.

MD (MiniDisc или сокращённо MD) –магнито-оптический носитель информации. Был разработан и впервые представлен компанией Sony 12 января 1992 года. Его можно использовать для хранения любого вида цифровых данных. Наиболее широко минидиски используются для хранения аудио информации.

Mms – этот параметр является объединением суммарного веса диффузорной системы (диффузора, центрирующей шайбы и звуковой катушки) и массы воздушного потока, сдвигаемого диффузором громкоговорителя во время работы. При вычислении массы воздушного потока, смещаемого диффузором, используется объем воздуха, соответствующий параметру Vd.

MP3 (более точно, англ. MPEG-1/2/2.5 Layer 3; но не MPEG-3) – третий слой формата кодирования звуковой дорожки MPEG, лицензируемый формат файла для хранения аудиоинформации. В формате MP3 используется алгоритм сжатия с потерями, разработанный для существенного уменьшения размера данных, необходимых для воспроизведения записи и обеспечения качества воспроизведения звука очень близкого к оригинальному (по мнению большинства слушателей), хотя меломаны говорят об ощутимом различии.

O
Overdrive – звуковой эффект, достигаемый искажением сигнала путём его «мягкого» ограничения по амплитуде, или соответствующее устройство.

P
PFL (Pre-fade listen) – прослушивание сигнала до фейдера.

Public Address — это комплекс разнообразного звукового оборудования, предназначенного для фоновой музыкальной трансляции и передачи голосовых сообщений в торговых и общественных помещениях.

PZM (pressure zone microphone – микрофоны граничного слоя) – принцип действия таких микрофонов: звуковая волна от источника колебаний, доходя до какого-либо препятствия, образует вблизи него звуковое поле толщиной несколько миллиметров. На этом граничном участке прямая и отраженная звуковые волны складываются, образуя некую зону давления. При этом они имеют практически одинаковую амплитуду и остаются в фазе. Капсюль PZM-микрофона, а он чаще всего представляет собой электретную конструкцию, располагается как раз в этой зоне. При этом отражающая поверхность является как бы частью самого микрофона.

R
Re – это сопротивление громкоговорителя по постоянному току. Оно практически всегда меньше номинального сопротивления громкоговорителя. Однако поскольку индуктивность громкоговорителя растет с частотой, влияние постоянного сопротивления на нагрузку невелико.

RMS (Rated Maxmum Sinusoidal) – мощность, при которой усилитель или колонка может работать в течение одного часа с реальным музыкальным сигналом без физического повреждения. Обычно на 20 — 25 процентов выше DIN.

RCA (в просторечии «тюльпан») – стандарт разъёма, широко применяемый в аудио- и видеотехнике.

S
Sd –соответствует площади рабочей поверхности диффузора и измеряется в см2.

S/PDIF – Формат двухканального цифрового интерфейса, разработанный компаниями Sony и Philips для бытовой аппаратуры.

U
UHF (Ultra High Frequency) – дециметро́вые во́лны (ДМВ). Частотный диапазон электромагнитного излучения, радиоволны с длиной волны от 10 см до 1 м, что соответствует частоте от 300 МГц до 3 ГГц.

V
Vd (Peak Diaphragm Displacement Volume) – этот параметр обозначает максимальный объем воздуха, который может быть вытолкнут диффузором, и измеряется в кубических сантиметрах. Параметр Vd рассчитывается умножением Xmax (максимальной длины части звуковой катушки, выходящей за пределы магнитного зазора) на Sd (площадь рабочей поверхности диффузора). Самыми высокими значениями Vd обычно характеризуются сабвуферы, у которых больше всего площадь излучающей поверхности.

Volume – громкость.

VST – формат подключаемых модулей, разработанный компанией Steinberg.

W
WAV (WAVE) – формат файла-контейнера для хранения записи оцифрованного аудиопотока. Под Windows этот формат чаще всего используется в качестве оболочки для несжатого звука (PCM), когда для каждого отсчёта амплитуды сигнала выделяется определённое число бит. Однако, в контейнер WAV можно поместить звук, сжатый почти любым кодеком (но с воспроизведением таких файлов могут возникать проблемы).

WMA (Windows Media Audio) –лицензируемый формат файла, разработанный компанией Microsoft для хранения и трансляции аудиоинформации. Альтернатива MP3.

Woofer – динамик в акустической системе, воспроизводящий низкие частоты.

Wordclock – способ синхронизации цифровых устройств, также называется «синхрослово».

X
XLR – разъём, используемый в основном в профессиональной аудио и видео аппаратуре. Иногда называется «канон».